Святыни

1. Святой Николай Чудотворец (с частицей святых мощей)

Святитель Николай Мирликийский,— один из наиболее почитаемых христианских святых. С молитвами к нему ежедневно обращаются тысячи людей по всему миру, и многие из них оставляют свидетельства того, как помог Николай Чудотворец в решении их самых тяжелых и непростых проблем.

Но как же именно, когда, кому и в чём помогает этот удивительный святой? Об этом мы можем узнать из его жития, а также из многочисленных свидетельств о чудесах, которые он совершил уже после земной кончины.

Николай Чудотворец помогает путешественникам

 

С древних времен Николай Чудотворец считается покровителем путешественников и, в первую очередь, — моряков. В его житии описан случай: будучи еще совсем молодым человеком святой Николай отправился на учебу в Александрию. Во время путешествия на корабле случилась трагедия: один из матросов погиб, сорвавшись с мачты. Святой Николай начал искренне молиться о нем, и ко всеобщему изумлению Господь совершил чудо — воскресил несчастного матроса.

За прошедшие века моряки собрали немало свидетельств того, как помогает Николай Чудотворец. Но также к святителю обращаются в своих молитвах и сухопутные путешественники. Даже если вы просто выходите утром из дома и вам предстоит долгий путь, совсем не лишним будет коротко помолиться святому об успешной дороге и возвращении домой.

 

Николай Чудотворец помогает выйти замуж

 

Эта одна история из жития святителя Николая – ужасная по-сути, но со счастливым концом. Некий бедный человек, отец троих дочерей, не имел денег для приданного, отчаялся выдать их замуж и, чтобы хоть как-то прокормить семью, решился продать девушек в публичный дом. Узнав об этом, епископ Николай не стал просить Бога о чудесной помощи, а решил что должен в этот раз помочь сам, в меру своих человеческих сил. Ночью он тайно пришел к дому бедного человека и подбросил ему свои собственные сбережения. О бескорыстном поступке городского епископа узнали не сразу и то случайно — святитель не хотел никому рассказывать о случившемся.

В память об этом поступке молодые девушки сегодня молятся Николаю Чудотворцу и просят его покровительства и помощи в создании семьи. Они верят, что святой помогает им идти по пути спасения, в том числе – и через добрую семейную жизнь.

Сохранилось немало свидетельств того, как святой Николай помогает в поисках любви и семейного счастья самым разным людям со всех концов мира.

 

Покровитель узников и неправедно осужденных

 

Другой случай из жития Николая Чудотворца отражен на известной картине Ивана Репина: святитель внезапно появился на площади во время казни трех осужденных узников городской тюрьмы и буквально схватил за руку палача, уже заносившего меч. Никто не рискнул спорить с уважаемым всеми церковным епископом, казнь отложили, а вскоре нашли доказательства невиновности осужденных. Господь заранее открыл святому Николаю истинные обстоятельства дела, чтобы святой помог узникам и воспрепятствовал несправедливой казни.

С тех пор и до сего времени Николай Чудотворец помогает всем неправедно осужденным. Впрочем, и те узники, кто знает, что получил наказание заслужено, также нередко обращаются к нему с просьбой о заступничестве перед Богом. И Николай Чудотворец помогает всем, ведь высшая добродетель христианина, которой всегда славился этот святой — умение прощать даже тех, кто оступился на жизненном пути.

 

Икона Николая Чудотворца помогает неверующему

 

А эта история приключилась уже через много лет после земной кончины святого Николая, в 1920-х годах в китайском городе Харбине. Ранней весной местный житель-рыбак отправился на реку. Погода была уже теплой и неожиданно лед проломился, а несчастный рыбак оказался в холодной весенней воде. Он ощутил, как его засасывает на глубину и понял, что погибает. В последний момент рыбак вспомнил о загадочном изображении-иконе, которую на городском вокзале повесили русские эмигранты. «Старик вокзала, помоги, спаси меня!», – взмолился он и тут же потерял сознание. Очнулся рыбак уже на берегу вдали от воды. Этот случай в своей книге вспоминал знаменитый эстрадный певец первой половины XX века Александр Вертинский.

Вертинский пишет, что позже тот китаец принял православие, и его примеру последовали некоторые из его друзей-земляков.

 

Святой Николай помогает всем

 

А что же делать, спросите вы, если моя просьба не отвечает ни одному из приведенных выше случаев, неужели я не могу рассчитывать на помощь святого Николая? Нет, это вовсе не так. К сожалению, сегодня даже среди верующих христиан нередко сохраняются стереотипы: одному святому молятся исключительно от зубной боли, другому об успехе в учебе, третьему — о здоровье. Но такое отношение больше напоминает магию, чем веру. К святым начинают относиться также, как некогда относились к языческим богам, наделяя каждого из них своего рода «специализацией».

Христианство — выше подобных условностей. И хотя верующие нередко просят именно святого Николая о помощи в морских путешествиях, а святого Пантелеимона о здоровье близких – это только традиция и условность, а вовсе не правило.

Помня о том, какой силой обладает молитва святого Николая, вы можете попросить его о любой помощи, обратиться с любым вопросом и ваш голос будет услышан.

 

Как помогает святой Николай?

 

Этот вопрос очевиден для людей верующих, но его нередко задают те, кто далеки от Церкви. Действительно: как же именно и при каких обстоятельствах можно рассчитывать на помощь святого Николая Чудотворца?

Здесь важно помнить, как Николай совершал свои еще прижизненные чудеса. Будучи глубоко верующим человеком, святой обладал удивительным талантом: его молитвы были по-настоящему искренним обращением к Богу, и потому Господь никогда не оставлял их без ответа. И, конечно, покинув наш мир и соединившись с Богом, святой Николай не утратил, а лишь усилил эту связь. А потому, обращаясь к нему в своих молитвах, мы можем просить его о заступничестве за нас перед Богом.

Святых нередко называют «ходатаями», то есть просителями, говорящими с Творцом от нашего имени. Но важно понимать и то, что просьба к ним о заступничестве перед Всевышним не является механическим заклинанием. Если приверженцы колдовства ведут с темными силами своего рода торг («я тебе жертву – ты мне помощь», «я тебе душу и преданность – ты мне успех в делах»), то молитвы святым — это нечто совсем иное. Это скорее доверительное обращение к близкому человеку, в надежде на его поддержку и понимание. Церковь учит нас, что молитвы никогда не остаются не услышанными. Если помощь в наших делах не пойдет нам во вред, Господь по молитве Николая Чудотворца и других святых, не станет отказывать нам в наших просьбах, но и мы должны научиться просить искренне, без лукавства и желания обмануть.

Так что если вы готовы к разговору с Богом и его великим угодником – Николаем Чудотворцем, просто прочтите молитву, а если есть возможность – приложитесь к иконе святого и верьте, что Господь не оставит вас наедине с вашими трудностями!

Как помогает святой Николай: живые свидетельства.

 

Иеромонах Димитрий Першин: Одно евро последней надежды.

 

В начале 1990-х мои друзья попали в переплет. Турфирма обанкротилась и всем семейством с ребенком они застряли на Кипре. Не то чтобы воцерковленные христиане. Отец – и вовсе некрещеный, а мама разве что отмечала Пасху. Но, когда прижмет, к Небу обращаются все. Вот и они, проходя мимо какого-то храма, попросили сына поставить на последний евро свечу перед образом святителя Николая Чудотворца. Сами даже не зашли – постеснялись. Когда вернулись в гостиницу, оказалось, что изо всей группы именно их проживание и авиабилеты были оплачены. Извещение об этом пришло в те минуты их робкой просьбы о помощи. Сказать, что после этого они стали истовыми молитвенниками, нельзя. Подлинное чудо не навязчиво. Но они сохраняют благодарную память святому, не бросившему их в беде. И эта память сквозь годы прорастает пусть пока еще редким, но серьезным участием в Таинствах его Церкви.

 

Иерей Иоанн Омелянчук,

настоятель храма священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, Чудотворца в Зюзине, г. Москва.

Я знаю двух священников, родных братьев. Им много раз помогал святитель Николай. Однажды старший брат-священник с женой и младший брат (на тот момент еще не священник) были в миссионерском походе в Кенозерском национальном парке. Они на лодке переправлялись на другой берег, чтобы установить памятный поклонный крест на месте бывшего монастыря. Неожиданно попали в грозу и шторм, а плыть еще около 12 км! На середине озера они поняли, что на них движется сплошная стена. Стали петь тропарь святителю Николаю «Правило веры и образ кротости…» и вдруг увидели, что эта стена уже не перед ними, а за ними. Местные жители, ожидавшие на берегу, были уверены, что они уже не вернутся и ушли по домам. В деревне на берегу озера буря повалила столбы, сорвала крыши. А они вернулись, целые и невредимые, после установки креста.

 

Светлана Гаджинская,

постоянный автор журнала “Фома”.

Для меня святитель Николай сейчас – покровитель нашей семьи. А когда-то, почти двадцать лет назад, я вообще мало что знала о святителе Николае. Просто очень хотелось подружиться с другими православными студентами из университета, где я училась (я тогда только начинала ходить в храм, рвалась держать не только Великий, но и другие посты, мечтала о замужестве, но так, чтобы все устроилось по заповедям).  И вот наконец-то 19 декабря, в день памяти Николая Чудотворца, меня пригласили на встречу верующих студентов. В тот воскресный вечер мы собрались, читали акафист святителю (я – впервые и делала массу ошибок, стеснялась), а затем началась беседа на духовную тему, которая шла мирно и душевно, пока не перешла на политику. Потому что в тот год 19 декабря был днем выборов. Все мальчики активно включились в обсуждение, которое начал Алексей, будущий муж. Конечно, я его запомнила с той первой встречи – как увлеченно доказывал что-то, при этом съел все бутерброды.

Через пару лет, незадолго до свадьбы, вдруг посетила мысль вырваться 22 мая в храм – все-таки память Николая Чудотворца. До этого едва успевала попадать на большие праздники и о том, чтобы молиться святителю в «его» день даже мысли не было. Но в последний момент передумала: очень торопилась на помощь Алексею, и решила не рисковать, чтобы не опоздать. А на заправке попала в аварию – фура начала разворачиваться и не увидела мою маленькую машинку. Сначала был вопрос: как так? В праздник покровителя путешественников? Потом охватил ужас: выйди я из машины на несколько секунд раньше, и сама могла бы оказаться на месте смятого зеркала. А теперь сижу в ожидании ДПС, некуда торопиться, читаю молитвослов и благодарю святителя Николая, что научил и вразумил.

Когда обсуждали план свадебного путешествия, основная мысль была одна: если мы едем в Европу, то непременно нужно попасть к святителю Николаю.  На месте это оказалось трудно выполнимой задачей, без знания языка и небольшой суммой денег мы едва не остались ночевать на улице, а добравшись-таки до храма обнаружили его запертым. Конечно, я расплакалась, пошли к морю, а там услышали родную речь – группа паломников с Украины нас быстро утешила, сообщив, что едут в русский храм. Священник написал специальную записку для «доброжелательно настроенного» помощника в католическом храме (тогда не все относились с пониманием к православным паломникам), который откроет нам. Много лет я хранила эту записку, как воспоминание о чудесах, сопутствующих тем, кто любит Николая Чудотворца.

Спустя несколько лет друзья подарили мне отреставрированную икону Николая Чудотворца. Так в домашнем иконостасе появилась первая древняя икона. И я не удивилась, что именно такая.

Наш родной храм – храм Александра Невского при МГИМО. Его строительство, сама идея которого нам казалось фантастической, недостижимой, длилось много лет. Для начала строили  к «временный» деревянный храм  и, когда наконец-то он был воздвигнут, его освятили в честь святителя Николая. Мы живем неподалеку и часто приходим туда.

Недавно привозили в Москву мощи Николая Чудотворца, и с первого дня стала искать возможность собрать всех детей (никого не хотелось лишить этой радости) и попасть в очередь. Но конец учебного года, болезни, суета и быт столичный не пускали нас, а в итоге все-таки произошло чудо: в предпоследний день удалось нам попасть и всем вместе. В эти минуты даже не знала, о чем молиться – только благодарила!

Все годы замужества – особенно в дни памяти Николая Чудотворца – старюсь молиться ему, но реже с просьбой, а больше с благодарностью за все: за счастливый брак, за то что сохраняет нас в многочисленных путешествиях по России и не дает мне уснуть за рулем, и во многих других ситуациях. Конечно, скоро буду просить о замужестве дочек и добрых женах сыновей – время летит. Но не так страшен его бег, когда рядом такой преданный, надежный друг среди святых – Николай Чудотворец.

 

Юрий Малахов,

читатель журнала “Фома”.

Возвращались всей семьёй на автомобиле из путешествия. Проехали 1200км. и тут, за 100км. до дома из двигателя вытекает тосол! Обратился по рации к дальнобойщикам — тишина в эфире… Ещё раз — безмолвие… Самое время обратиться с молитвою к Святителю Николаю! И тут же, после первого же после молитвенного обращения в дальнобойный эфир, я получаю отклик. Нас цепляют на буксир и довозят до дома, не требуя за это денег! Разве не чудо!

2. Часть камня от гроба Господня

Гроб Господень — главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Согласно традиции гробница находилась за городскими стенами, на северо-запад от Иерусалима, недалеко от Голгофы. В начале IV века над нею была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня.

В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, — вся Святая земля (Палестина), где находилось это святое для христиан место.

Кувуклия — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню.

В Кувуклии имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела.

По Евангелиям

 

Про гроб говорят все евангелисты: Мф. 27:60-28:8, Мк. 15:46-16:8, Лк. 23:53-24:24, Ин. 19:41-20:11. По их рассказу он принадлежал Иосифу Аримафейскому, находился в саду недалеко от Голгофы и был новым, то есть в нём ещё никто не был похоронен.

Данное место упоминается в следующих евангельских эпизодах:

  • Положение во гроб;
  • Стража у гроба — власти поставили её из опасения, что ученики похитят тело;
  • Воскресение Христово; Явление ангела Женам-мироносицам; «Не прикасайся ко Мне» — первое явление воскресшего Иисуса Христа (Марии Магдалине).

 

История открытия Гроба Господня

 

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV в. по указанию императора Константина. В 326 г. его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».

Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус римлянами был построен языческий храм:

«Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

— Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36

По приказу Константина насыпь храма была срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

К 335 г. над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена: «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

 

Описание

 

Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма.

Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть к входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).

Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 г. по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.

Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно.

Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

 

Иконы, лампады и отделка.

 

Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа.

Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе.

Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день.

На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина:

«Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, 13 из которых принадлежат православным, ещё 13 католикам, 13 армянам и 4 коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.

Первое описание на русском языке.

В начале XII в. игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке:

«Гроб же Господень собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь. Скамья ж та святая, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте пол-локтя».
 — «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли».

 

Придел Ангела

 

Придел Ангела – это небольшое помещение (3,4 х 3,9 м) в восточной части Кувуклии, попасть в Гроб Господень можно только пройдя через него.

Согласно Евангелию на этом месте, на камне отваленном от двери Гроба, сидел Ангел возвестивший женам-мироносицам Воскресение Христа:

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» — Мф. 28:2-6.

Согласно преданию, мироносицам о Воскресении Христа возвестил Архангел Гавриил. Именно его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает вход из придела Ангела в Святой Гроб.

Слева от входа на барельефе изображены небольшие фигуры жен-мироносиц, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок идет надпись по-гречески:

«Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

В приделе Ангела, в северной и южной стенах устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30-40 см, они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский священнослужитель армянам.

Гроб Господень соединяется с приделом Ангела низким арочным входом (всего 112 х 72 см).

Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с Кафоликоном ее соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен Коптский придел.

 

Камень отваленный от двери Гроба

 

Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк. 16:4), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 г.

Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI в. Трифона Коробейникова, паломники «тот камень для благословения брали на мощи», то есть попросту уносили его по кусочкам.

Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии.

Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома первосвященника Каиафы, вне стен Старого города, справа от Сионских ворот.

 

Кувуклия

 

Кувуклия  — это небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

 

История

 

Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325–335 гг. и была полностью разрушена мусульманами в 1009 г.

Вторично Кувуклию отстроил в 1042–48 гг. византийский император Константин Мономах, затем в XII в. её обновили крестоносцы.

В 1555 г. Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 г., когда была уничтожена опустошительным пожаром.

Существующая Кувуклия восстановлена в 1809–10 гг. по проекту греческого архитектора Николая Комина (Κομιανός, 1770—1821) из Митилини.

При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли).

Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 г. и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Когда великий князь Сергей Александрович погиб от рук террористов, император Николай II пожертвовал в его память лампаду и она висела перед иконой Воскресения, которая расположена над входом в Кувуклию. Находится ли эта лампада сейчас на своем месте, неизвестно.

3. Алматинская – Феодоровская икона Пресвятой Богородицы

Алматинская – Феодоровская икона Пресвятой Богородицы является точным списком святыни православного мира, великой Всероссийской святыни,  Чудотворной Феодоровской иконы.

Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон России. На Русь она прибыла из Византии.  Первые летописные известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором  был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице – Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – до того момента, когда монголо – татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святаго благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой  в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение св. мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному  князю Василию Ярославичу, младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом:  накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине многие узнали великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы.

Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора  к храму Спаса–на–Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в XX веке, была возрождена в 1990 году.

Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского.  Здесь перед ней молились святой  князь Димитрий Донской, победитель Мамая,  его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество паломников.

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта (по новому стилю).

С этого момента Кострома стала   «колыбелью дома Романовых» и местом паломничества  Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома.  Все они считали своим священным долгом поклониться   чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

В 1613 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династии Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей

В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай    в новейшей истории Русской Православной Церкви).

В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более ста.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно  почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловетские острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России: Камчатку, Сахалин, Владивостокскую, Хабаровскую и Благовещенскую области, город Биробиджан.

Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек.

К чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершали паломничество первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, Президенты РФ  В. В. Путин и Д. А. Медведев

С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 2010 г. по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, назначенного Управляющим  Астанайской и Алма-Атинской епархией, был изготовлен точный список, «мера в меру», чудотворной Феодоровской иконы, который был освящен перед явленным образом. Список получил имя: Алматинская – Феодоровская икона. Отныне эта святыня находится в Вознесенском кафедральном соборе города Алматы.

4. Святая блаженная мати Матроно Московская (с частицей святых мощей)

В чём помогает Матрона Московская, русская святая?

 

К святой обращаются за помощью в самых разных случаях: при исцелении от болезней, в сохранении семьи, при финансовых затруднениях, для ограждения от обмана и лжи, при защите от стихийных бедствий.

Блаженная Матрона Московская оказывает особенную помощь вдовам и вдовцам, сиротам, бездомным, безработным, а также тем людям, которые остались без крыши над головой из-за несчастного случая.

К святой часто обращаются с молитвами о приобретении жилья, о получении работы, о счастливом браке, а также о помощи в воспитании детей. Были случаи, когда при помощи блаженной Матроны, люди находили утерянное или украденное имущество.

Очень часто Матрона Московская помогает в исцелении от различных болезней. Святая молится за наши души перед Господом Богом и болезни обычно отступают, перед её просьбами и любовью к нам.

Святая Матрона, наша русская заступница, должна быть обязательно в вашем доме. В этом случае Вы будете под надежной защитой.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

 

Как обращаться к ней за помощью?

 

До того, как Вы будете обращаться к Матроне и просить ее помощи, желательно в храм принести жертву Богу. Это могут быть продукты: сахар, хлеб, чай, печенье, орехи, мед, мука, карамельные конфеты. Их можно дать, как милостыню нищему или покормить бездомных животных и птиц, во имя Бога и всех святых.

У Матроны  Московской в приделе в храме Покровского ставропигального женского монастыря, в котором находится рака с её мощами, всегда стоят живые цветы — ей их приносят люди, она их очень любила.

Святой можно приносить белую сирень, белые хризантемы, красные тюльпаны, розы и гвоздики любого цвета. Цветов в букете должно быть нечетное количество.

«Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам», такие были слова Матроны Московской.

И действительно — кому нужна от неё помощь, тот всегда её получает.

5. Святитель Лука Крымский, (Войно-Ясенецкий) (с частицей святых мощей)

В деяниях святых апостолов подтверждаются слова Христа: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Евангелие от Иоанна, 14-12).

Это обещание Христа не могло относиться только к апостольским временам. Христос не прекращает творить Свои чудеса и сегодня в Церкви через святых. И в наши дни Он не перестал проявлять Свою любовь. И если святые, по меткому выражению отца Иустина Поповича , «есть Христос – проникающий сквозь века», то тогда совершенно неудивительно, что, совершая чудеса, святые исцеляют людей, и тем самым продолжают дело Иисуса Христа.

Святой Лука является одним из звеньев той длинной цепи, которая берет свое начало в апостольские времена. Он любил Христа и людей. Он служил образу Божиему – человеку, и в особенности – страждущему, служил с невероятной любовью и самоотверженностью. Святой Лука считал лечение больных величайшим делом, которое есть подражание самому Христу.

Святой Лука говорил: «…Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему Господь послал Своих учеников не только проповедовать, но и исцелять больных? Если Господь считал лечение болезней таким важным делом, что ставил его в один ряд с проповедью Евангельской, тогда это означает для нас, что это и есть одно из важнейших дел человека. Он ведь не сказал: «Проповедуйте Евангелие и научите людей, как им устроить свою социальную жизнь».

Есть множество болезней, страшных недугов, которые мучают человека, разрушают его жизнь и приводят его к отчаянию. Но Господь человеколюбец и благ и от нас он требует, чтобы мы были милостивыми и творили дела любви. И первое дело милосердия – это и есть исцеление больных. Таким способом мы показываем свое сострадание и нашу любовь к несчастным собратьям своим, которые страждут».

Блажен тот врач, ибо он совершает одно из тех двух служений, которые совершали ученики Христа.

Поистине блажен был Святой Лука. Он как сам Господь, пришел в мир, чтобы «благотворить и исцелять». А потому и получил от Бога дар чудотворения. Бесчисленны его чудеса и невероятны с точки зрения человеческой логики.

Святой Лука после своего мученического жизненного пути отошёл в небесный Иерусалим 11 июня 1961 года. Но он нас не оставил и не забыл о своей профессии хирурга. В своей земной жизни он спешил помочь людям, используя все средства – собственные ноги, лошадей, сани, машины, поезда, самолеты. А сейчас ему уже не преграда ни расстояния, ни границы государств. Он спешит всюду, где его призывают.

Святитель Лука – один из самых почитаемых святых XX века, особенно среди врачей и больных. Поскольку Лука всю жизнь помогал людям как врач, верующие обращаются к нему, в первую очередь, с просьбами о помощи в болезнях и немощах. Среди православных есть множество свидетельств помощи святителя.

 

В чём помогает Лука Крымский?

 

Чаще всего к святителю обращаются с просьбами о поддержке перед хирургическими вмешательствами, об излечении от тяжёлых недугов, об укреплении моральных сил и прибавлении энергии, об укреплении семейных отношений, а также с другими просьбами.

К иконам и мощам Луки Крымского обращаются также врачи с просьбой помочь в постановке верного диагноза и успешном исходе операции.